Viber-чат
Присоединяйтесь!
График работы ЦО
ул.Революционная,128
Лучшие товары
ЗДЕСЬ
СЫР, ЧИЗКЕЙКИ
Колбаса, Форель охлаж.

«Не будут они читать, и заставлять их бессмысленно»

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • Сообщений: 2667
  • Репутация: 591
2
Где находится первоисточник этого интервью - не знаю. Скорее всего здесь: http://hbr-russia.ru/biznes-i-obshchestvo/fenomeny/a18445/

На многих сайтах оно сейчас скопировано, поэтому просто напишу имя того, с кем ведется беседа:
Юлия Фуколова, старший редактор «Harvard Business Review — Россия»


Представителям поколения Z пока не больше 16 лет, но уже сейчас «цифровые» дети вызывают у родителей удивление и тревогу. Почему гаджеты заменили им книги, стоит ли опасаться интернет-зависимости, как возникает синдром дефицита внимания? Об этом рассказывает кандидат психологических наук, член правления Общества семейных консультантов и психотерапевтов, академический руководитель магистерской программы «Системная семейная психотерапия» НИУ ВШЭ, член IFTA (Международная ассоциация семейных психотерапевтов), член EFTA TIC (Тренинговый комитет Европейской ассоциации семейных психотерапевтов) Анна Варга.


Какие проблемы волнуют современных родителей?


Проблемы разные, но суть одна — потеря контакта с ребенком, отсутствие взаимопонимания и сложности с контролем. Так было во все времена, но сейчас, может быть, это ощущается острее, потому что родители и дети принадлежат не только к разным поколениям, но и к разным коммуникативным системам. Дети уже полностью в компьютерном мире, а родители еще иногда грешат книгами.

Что же делать? Заставлять детей читать?

Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам. В истории человечества периодически происходит смена коммуникативных технологий. Это естественный процесс, просто сейчас мы находимся в самом его начале. Поменялась сенсорная модальность — дети уже не читают, а смотрят. Во время чтения вы должны воображать, то есть представлять все то, о чем читаете. А когда вы смотрите, воображение не нужно. Сигнал идет непосредственно в затылочную кору головного мозга, это другое восприятие. Дети уже ­принадлежат к новой коммуникативной культуре. Максимум, что могут сделать родители, — читать сами, пользуясь тем, что детям нравится находиться рядом. Или давать им аудиокниги.

Что вы понимаете под коммуникативной культурой?

Представители Торонтской школы теории коммуникаций считают, что коммуникативные технологии определяют тип культуры и менталитет людей. Например, человек Средневековья отличается от представителя Нового времени, у них разная картина мира и ценности. Сознание зависит от устройства социума, все-таки мы социальные животные. А социум определяется тем, как люди взаимодействуют друг с другом. Появление нового способа коммуникаций всегда ведет к серьезным изменениям в личности, культуре и обществе. Исследователи выделяют три стадии развития коммуникаций — устную, письменную и аудиовизуальную. Так, в Средневековье люди использовали для общения речь и слух, здесь главное  — понимать язык друг друга. И в этом обществе не было детства как социальной категории. Лет с пяти, как только ребенок встал на ноги, научился разговаривать, он становится полноценным членом общества. Его кормят и одевают как взрослого. Он еще будет расти, станет сильнее, но никаких скидок ему уже не делают.

Когда же появилось детство в современном понимании?

Концепция взрослости и детства появилась благодаря изобретению книгопечатного станка. Грамоте человек должен сначала научиться, и этот информационный разрыв разделил людей на тех, кто мог получать информацию из книг, и тех, кто не умел этого делать. Ребенка уже не воспринимали как маленького взрослого, его стали воспитывать специальным образом. Чтобы стать взрослым, ребенок должен был приложить усилия, а ответственность за выращивание и воспитание детей лежала на родителях. В обществе сложились определенные представления, что такое хороший ребенок, хороший родитель, чему надо учить ребенка, за что его можно бить, за что награждать. Почитайте, например, роман Фрэнсис Бёрнет «Маленький лорд Фаунтлерой», там про это много написано. Так продолжалось более 300 лет.

А что происходит с детством сейчас, в информационную эпоху?

Мы постепенно отказываемся от воображения и переходим на зрительный регистр. Зрительному восприятию не нужно учиться, соответственно, детство вновь исчезает, как и взрослость. Исчезли общепринятые стандарты, что такое хороший ребенок и чему его надо учить. Объем знаний настолько вырос, что никто не в состоянии запомнить все, что человечество накопило к настоящему моменту.

Видимо, поэтому родители школьников жалуются на синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — дети не способны сосредоточиться, не могут, как раньше, усваивать информацию большими кусками.

Это не совсем так. Просто школа не дает информацию в том виде, в каком ее может усвоить ребенок.

То есть это проблема не конкретного ребенка, а школы?

Конечно. Школа не готова приспосабливаться к современному ребенку и к тому типу общества, в котором ему придется жить. В школьников по-прежнему запихивают объем информации, а сегодня надо учить компетенциям, трекам, по которым ребенок сможет добывать знания сам. Продвинутые учебные заведения не заставляют ничего учить, они стимулируют дискуссии, используют игры, онлайн-образование, дети готовят доклады и презентации. Синдром дефицита внимания — это следствие того, что современный ребенок попал в щель между старым и новым поколением. И взрослые сейчас в большой тревоге по поводу детей и их будущего.

Тем не менее многие родители требуют успеваемости, а дети в результате теряют всякий интерес к учебе.

Школа требует произвольного внимания, а ребенок не готов произвольно внимать — он сегодня захвачен экраном телевизора, компьютера или смартфона.

Значит, надо отнимать у детей гаджеты?

Нет. Детей нужно учить, опираясь на их непроизвольное внимание. Это объективная данность, и вы ничего не сможете с этим сделать. Видимо, когда придут учителя из нового поколения, они уже будут пользоваться новыми методами и учить детей правильно. А пока ребенок вынужден учиться в системе, которая не приспособлена к его способу восприятия и коммуникации. Каждый день из семьи он выходит в какой-то другой мир, инобытие, поэтому родителям придется ему помогать. Школа, кстати, прекрасно понимает, что не справляется, поэтому дает задания не столько для ребенка, сколько для его родителей.

Домашние задания — отдельная тема. Даже взрослые не всегда способны в них разобраться. Это нормально?

Дело не в заданиях, а в том, что школа пытается подтягивать семью к решению школьных проблем. Надо правильно к этому относиться.

Правильно — это как?

Быть на стороне ребенка, помогать ему с учебой и уповать, что, пройдя через довольно бессмысленные школьные годы, он найдет свой интерес и научится развивать произвольное внимание.

Выходит, надо забыть о хороших оценках в школе?


Если родители будут бороться с ребенком дома, учителя — в школе, то его ждет не только СДВГ, но и тяжелая невротизация, потеря познавательной мотивации. Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно.

Что еще отличает современных детей и подростков от их родителей в том же возрасте?

У нынешних детей социализация происходит в интернете, тогда как родители в их возрасте общались лично.

Дети сейчас почти не гуляют, дворы пустые. Откуда взяться личному общению?

Взрослым мир кажется очень опасным, но это не значит, что он реально опасен. Вне школы современные дети общаются лично разве что летом, когда их берут в поездки или отправляют в лагеря. Или если они занимаются командными видами спорта. Но им больше нравится общаться онлайн. Не стоит этому ужасаться. То, что вы не понимаете своего ребенка, — нормально. Он будет лучше понимать своих детей.

Интернет тоже бывает опасен.

Раньше родители переживали, что ребенок до ночи пропадает на улице, связался с плохой компанией. Сейчас психологическим аналогом стал интернет. Конечно, должен быть родительский контроль, какие-то ограничения. Можно поставить фильтры, договориться с провайдером, чтобы в ночное время не было интернета.

Проблемы возникают и в онлайн-общении. Помните историю мальчика Степы? Друзья смеялись над его страничкой в соцсети, называли маленьким. Тогда мама Степы попросила знакомых «полайкать» его страничку и картинки динозавров. И Степа вдруг стал мегапопулярным. Мама поступила правильно?


Конечно, правильно, детям надо помогать. Мама воспользовалась коммуникациями, которые необходимы ее ребенку. Родители всегда вмешивались, если у детей не складывалось общение, просто раньше помощь была в другой форме. Мама приглашала друзей ребенка домой, угощала вкусненьким, папа предлагал поиграть в футбол. Сегодня можно с ребенком обсудить, как украсить свою страничку в интернете, красиво выступить. И потом, интернет-сообществ сейчас огромное количество, можно вместе поискать подходящее.

В соцсетях дети нередко используют мат. Что с этим делать?

Родители и учителя от этого в ужасе, я и по своим внукам знаю. Но запретами ничего не добьешься. В юном возрасте многие употребляли обсценную лексику, но между собой. А теперь дети общаются в соцсетях, и родители могут все это прочитать. Подростки пытаются поднять свою популярность,  и обязательно находится кто-то, кто начинает использовать мат. Как к этому относиться? Спокойно. Вообще, общение в интернете довольно жесткое, потому что оно во многом анонимное.

Многие дети часами сидят в онлайне. Как распознать интернет-зависимость?

Если вы видите, что ребенок не расстается с гаджетом, а если его отобрать, впадает в ярость или отчаяние, это уже зависимость. Грозный признак, когда ребенок не выходит из комнаты, ­входить к нему нельзя, а еду надо оставлять под дверью. Пора обращаться за профессиональной помощью. Если же он ходит в школу, справляется с учебой, общается с родными, а в остальное время сидит за компьютером — ничего страшного, это теперь нормально.

Вряд ли родители смирятся с тотальным увлечением ребенка компьютером.

Могу им только посочувствовать — у них будет трудный родительский путь. Знаете, есть выражение «родители — это люди, которые дают мне карманные деньги». Так вот, родитель — это тот, кто может приласкать, утешить, поддержать. В интернете ребенок этого не найдет. Будет неправильно, если вместо поддержки мы начнем учить, упрекать, орать и наказывать.

Чему еще должны научиться родители «цифровых» детей?

Отказаться от собственных амбиций. Тип культуры изменился, и наши знания детям не пригодятся. Но мы можем помочь эмоционально. Подкорковые зоны мозга развиваются медленнее, чем кора, поэтому эмоциональное функционирование ребенка, как и взрослого, не меняется — мы чувствуем так же, как и первобытные люди. Ребенку пригодится психическое здоровье, которое дети получают в семье с высоким психотерапевтически м потенциалом. Это семья, где люди спокойны, проводят время вместе и поддерживают друг с друга. Так создается эмоциональная опора, которая важна для ребенка.

А что вы думаете о наказаниях —стоит ли их применять?

К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких.

Дети из обеспеченных семей сегодня имеют все, что пожелают. Как в этих условиях мотивировать ребенка на достижения?

Это сложный вопрос. У меня есть клиенты, которые выросли в бедных семьях и стали богатыми, они хотят, чтобы их дети тоже имели мотивацию и страсть к успеху. А детям, естественно, ничего этого не нужно. Чтобы был интерес, надо создавать так называемый развивающий дискомфорт.

Что это такое?

Нельзя исполнять желания ребенка по первому требованию — потребности должны сформироваться. Не стоит лишать ребенка гаджетов, потому что он существует в цифровом мире, но заваливать его всем остальным необязательно. Начиная с определенного возраста, ребенок может сам зарабатывать. И надо давать ему такую возможность, иногда даже требовать. В обществе, где деньги давно заработаны, так и поступают. Не важно, богатые у тебя родители или бедные, на каникулах все идут подрабатывать.

Неужели обеспеченные российские родители готовы на это?

Да. Мы детально обсуждаем программу, где и как заработать ребенку. Хочет получить последнюю версию телефона — пусть потрудится. Некоторые дети работают в компаниях своих родителей, у родственников и знакомых, иногда выполняют домашнюю работу. Даже маленький ребенок может помочь бабушке, загрузить и разгрузить посудомойку, сделать бутерброды маме с папой. Ребенок должен усвоить идею обмена — я от вас получаю, если, в свою очередь, тоже даю вам что-то.

А как научить ребенка ставить цели и достигать их, если его ничего особо не интересует?

Цели возникают, если есть потребность в чем-то. Нужен дефицит. Дети сейчас поздно взрослеют, потому что у нас теперь нет детства и нет взрослости. Если бы не армия, которая многих дико пугает, то стоило бы оставить своего ребенка в покое. Если он не знает, чем заняться по окончании школы, — пусть поработает, потом поймет. И надо еще в школе пробовать разные возможности. Не сложилось с футболом — бросай, иди на робототехнику. Не понравилось — ищем дальше. Смотрите, куда ходят друзья вашего ребенка. Мальчики обычно редко чего-то хотят, а с девочками проще — по крайней мере, им хочется быть вместе с по­дружками. И еще многое зависит от педагога или тренера.

Представителей поколения Z намного больше, чем их предшественников, «игреков». Видимо, их ждет более жесткая конкуренция за место под солнцем, придется толкаться локтями?

Это так. Другое дело, что новые коммуникативные технологии смягчают ситуацию. Такого количества людей с высшим образованием, зарабатывающих головой, обществу не нужно. Но в интернете они все равны, у всех есть возможности делать здесь бизнес и зарабатывать.

Сегодня родители сражаются за лучшие школы и вузы. Разве кто-то из них смирится с тем, что ребенок останется без высшего образования?

Это не дело родителей, они — уходящие поколения. Или, как говорит один мой коллега, «это все навоз». Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.
По вопросам почтовых/СДЭК отправлений  пишите на ник allegra
По всем остальным вопросам Администратор Афина

  • Сообщений: 1469
  • Репутация: 431
0
Интересная статья. Полезная.
Действительно наши дети - это другое поколение и это нужно учитывать, чтобы не взращивать неврозы и у детей, и у родителей.

Надо ориентироваться на детей, а не на родителей. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.
Золотые слова!

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
Отличная статья! Поможет мне лучше понимать моих детей. Мы действительно все время сравниваем детей с собой в том же возрасте. Между собой или говоря это детям в лицо  :Ужас:(чем нимало их огорчаем и даже бесим).
Что же делать? Заставлять детей читать?
Нет, конечно. Не будут они читать. И заставлять их бессмысленно, только приведет к ссорам.
Но что касается чтения - думаю это во многом зависит от того на сколько читающие родители и как рано и часто они начали  читать детям.  Насколько усердно подогревают интерес к книгам.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Но что касается чтения - думаю это во многом зависит от того на сколько читающие родители и как рано и часто они начали  читать детям.  Насколько усердно подогревают интерес к книгам.
сколько Вашим детям лет?
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
Доброе утро, @solidad . Сыну 11, дочери 4.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Доброе утро, @solidad . Сыну 11, дочери 4.
здорово, полный набор :Браво :
малышке рано, а сын читает?
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
Сын - ребенок читающий и увлекающийся. Я ему читать начала с рождения. Перечитали с ним всю детскую классику по возрасту. Потом, когда сам читать начал (3,8 г.) все время ему книги покупали. Подогревали интерес так сказать. Вместе прочитали "Волшебник изумрудного города" - интересно? На тебе следующую книгу из этой серии. Все 5 книг потом сам прочитал. У нас с ним сейчас такая проблема. В школе дают список к прочтению на весь год. Плюс отзывы по прочитанному. И произведения не всегда нравятся. Читать то, что интересно времени почти нет. И то еще как то умудряется понемногу  почитывать. Сейчас "Путешествие к центру земли" закончил. Увлеклась я что-то. :Смеюсь:
Так вот. А с дочей по другому все. С ней мне все "некогда" было читать. Она родилась- сын на подготовку ходил. Потом первый класс. Потом я на работу вышла. Короче некогда маме. Так у нее интереса вообще к книгам нет. Так, иногда просит почитать на ночь.  Сейчас путаюсь наверстать упущенное.

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
здорово, полный набор :Браво :
Марина, по поводу набора у меня свое мнение. Не такой набор у меня вовсе, как мне хотелось бы :)

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Марина, по поводу набора у меня свое мнение. Не такой набор у меня вовсе, как мне хотелось бы :)
не, набор в смысле обоих полов детки есть, а то, что набор еще не полный, по Вашему мнению, это ж хорошо! значит, будет еще счастье ;)
у нас вот три девочки и... неполный набор...
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 111
  • Репутация: 16
0
Спасибо за статью). Полезно).
     Вот действительно привязываются сейчас к фразе, что не читают, а все в гаджетах лазают! :Ужас:
 Но ведь гаджеты тоже развивают достаточно сильно, просто мера должна быть).
    Да и не понимаю почему говорят, "вот раньше читали, а теперь нет" О каком раньше идет речь? О совсем недалеком прошлом, когда школа стала заставлять всех читать. А если вспомнить еще раньше, раньше, как жили крестьянские семья, и родителям и детям работать нужно было постоянно, что бы выживать и там наверное если ребенок откуда-то добывал книгу и читал, на него наверное одни упреки сыпались, мол читает, развлекается, а делом не занимается! Зимой есть будет нечего! ай, ай, ай!  :Удивляюсь:
   В общем мне нравится мнение автора статьи - Родители должны общаться почаще с детьми, играть, гулять, разговаривать и гаджеты изучать. И читать родители могли бы детям тоже на ночь, подавать так сказать пример и детям это очень нравится))! :heart-2:
 

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
-1
Ну в моем то возрасте уже вряд ли будет еще счастье :Смеюсь:
Просто я сейчас пришла к выводу, что в семье дети должны быть таком составе:
2 девочки или
2 девочки (можно и больше) + мальчики. Кто сколько потянет :Смеюсь:
 

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
у нас вот три девочки и... неполный набор...
А три девочки- это круто! Будут друг дружке опорой в жизни!

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
А у нас средняя взахлеб читает, но только то, что ей интересно.. про всяких мистических человеков со сверх способностями с примесью фентези и чего-то еще (ей 13.5 сейчас), меньше была читала всяких Гарри Поттеров и Хроники Нарнии. Причем, только бумажные книги, электронные книги не признает для ЧТЕНИЯ, поиграть, в инете поползать - да, а читать только с листа. Старшей 21 через месяц, читала лет до 15, дальше, как отрубило. Мелкой 4, любит сама книжки рассматривать, буквы все знает, но читать - ни в какую учиться не хочет. На ночь раньше любила книжки чтобы читали, сейчас не хочет, чтобы светло было ,когда она засыпает, поэтому просит рассказывать. Вот со всеми одинаково все с детства приучалось, а в итоге все разные
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Ну в моем то возрасте уже вряд ли будет еще счастье
ой, даже страшно спросить, какой это ТАКОЙ возраст? :Стесняюсь:
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
ой, даже страшно спросить, какой это ТАКОЙ возраст? :Стесняюсь:
37 :(

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
     Вот действительно привязываются сейчас к фразе, что не читают, а все в гаджетах лазают! :Ужас:
 Но ведь гаджеты тоже развивают достаточно сильно, просто мера должна быть).
Нууу, смотря что там в этих гаджетах ребенок делает... В игрушки играет? Ладно если стратегия какая. А то понанакачают стрелялки-бродилки. Ну что в них обучающего? Ну а если ребенок по урокам или так, по интересу какому своему информацию ищет- я только за гаджет. Игралки конечно тоже никто не отменяет, но по времени.   

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
А у нас средняя взахлеб читает, но только то, что ей интересно.. про всяких мистических человеков со сверх способностями с примесью фентези и чего-то еще (ей 13.5 сейчас), меньше была читала всяких Гарри Поттеров и Хроники Нарнии.
Мой тоже читал Хроники )). А я фильм смотрела. Мне нравиться :Хи-хи:
Ну и пусть читает, то что нравиться. Любое чтение расширяет кругозор и грамотность. 

  • Сообщений: 91
  • Репутация: 28
0
Статья действительно очень интересная. Впервые услышала объяснение своим ощущениям, не имеющим возможности быть сформулированными. Это касательно: "Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно."
А вот: "К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких" - помогло понять, что я не ошиблась в рычагах, были сомнения. Казалось, что я по-матерински слишком мягка, многие считают, что нужно с детьми жестче. Теперь я знаю, как их опровергать.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
37 :(

Евгения, другой надо смайлик ставить рядом с такой цифрой ;)  было бы желание, как говорится :Танцую:
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
Статья действительно очень интересная. Впервые услышала объяснение своим ощущениям, не имеющим возможности быть сформулированными. Это касательно: "Дети — это маленькие марсиане, сегодня именно они идут на острие прогресса, поэтому мир должен приспособиться под них. Сейчас предыдущие поколения ничего не могут дать последующим. Лет через 10—20 эта щель между поколениями закроется, но пока нам будет очень трудно."
А вот: "К наказаниям современные дети мало восприимчивы. Потому и надо выстраивать с ребенком эмоциональную связь, чтобы дистанция в этой зоне создавала у него дискомфорт, страх потери эмоциональной теплоты. Это главный рычаг. Других уже нет никаких" - помогло понять, что я не ошиблась в рычагах, были сомнения. Казалось, что я по-матерински слишком мягка, многие считают, что нужно с детьми жестче. Теперь я знаю, как их опровергать.
@Тасечка , вот-вот. И у меня такие же ощущения! Эх. Мне бы все узнать чуть пораньше.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Казалось, что я по-матерински слишком мягка, многие считают, что нужно с детьми жестче. Теперь я знаю, как их опровергать.
что Вы опровергать собрались? устои других людей? тут аргумент один: у каждой семьи свои методы, вот и все :ага:  вы же никому не должны ничего объяснять и доказывать, оправдывая свою мягкость и методы воспитания. Вы же хотите своих детей вырастить такими, как Вы считаете нужным, а не чужих. Ровно, как и чужие родительские мерки Вам не указ :Ок: главное, что в статье Вы нашли формулировки того, что внутри Вас бурлило - и это здорово :allesgood:
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
Евгения, другой надо смайлик ставить рядом с такой цифрой ;)  было бы желание, как говорится :Танцую:
:Танцую:
 

  • Сообщений: 91
  • Репутация: 28
0
@e.gilmanova , а самое особо приятное, что связь эмоциональная, я уверенна, у нас прочная.  :)

  • Сообщений: 91
  • Репутация: 28
0
@solidad , нееее, я нашла, чем защищаться от нападок в случае необходимости. Не собиралась по "монастырям с уставом", так сказать.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
1
@solidad , нееее, я нашла, чем защищаться от нападок в случае необходимости. Не собиралась по "монастырям с уставом", так сказать.
вот удивляют меня некоторые люди... в данном случае не Вы, @Тасечка , а те, от нападок кого Вы защищаться собираетесь... ну что делать, страна советов, как никак! Я лично никогда не вступаю ни в какие перепалки/объяснялки на тему "а вот у Вас девочка в светлых штанах и по траве ползает, грязно же!" или "мамаша, а что это у Вас ребенок без варежек снег трогает?", просто отвечаю, как периодически заказчику на совещаниях: "спасибо, я Вас услышала" :Смеюсь:
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
А у нас средняя взахлеб читает, но только то, что ей интересно.. про всяких мистических человеков со сверх способностями с примесью фентези и чего-то еще
ну и ладно, фэнтэзи - тоже жанр. Все равно ребенок впитывает хорошо сложенную грамотную речь, мимоходом приучается к усидчивости и восприятию других людей и всяких существ - персонажи ведь все со своим характером, привычками, слабостями и достоинствами. По мне, практически любая книжка - расширение культурного уровня и общечеловеческих знаний. Про личностное развитие даже не говорю. С тем, что дети читать не будут, не согласна. Дети делают то, что видят от родителей. Кто-то раньше начнет, кто-то позже. Кто-то почитает, бросит, потом снова начнет.

@solidad , Марин ты чего к 4-х летке привязалась. Читать она не хочет. Имеет полное право. Слушает - и отлично. Должно быть у ребенка детство

  • Сообщений: 91
  • Репутация: 28
0
На самом деле - у детей есть, чему поучиться взрослому. Иногда их озвученные мысли ошарашивают тем, что это звучит от ребенка. Нужно уметь слушать своих детей. И много с ними говорить. И тогда будет та самая связь, которая для ребенка будет очень ценна, и тогда родитель будет в авторитете.
Эх.... я все о наболевшем.... Разные модели воспитания мама-папа - больная тема для меня....

  • Сообщений: 91
  • Репутация: 28
0
И я больше люблю дискуссии с ребенком  :) Вот люблю, и все тут  :) Больше, чем совместное чтение. Конечно, что бы дискутировать, нужно информацию в коробочку закачивать. Работаем над процессом, подгружаем контент, так сказать  :Смеюсь:

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
. Если ребенок не сдаст ЕГЭ или не осилит высшее образование, значит, у него будет другая судьба. И как-то она сложится. Надо объяснить ребенку, что главное — найти дело по душе. А все остальное он сам сделает.


угу-угу, именно поэтому мы отдаем детей не в самую обычную школу рядом с домом, а подыскиваем гимназию или профильный лицей какой-нибудь, и репетиторов обеспечиваем. И на вуз денежки копим, если что. Мало кто из родителей спокойно принимает мысль и говорит ребенку: "Ну, не сдашь ЕГЭ - и ладно, будет тебя другая судьба, сам все сделаешь"

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
@solidad , Марин ты чего к 4-х летке привязалась. Читать она не хочет. Имеет полное право. Слушает - и отлично. Должно быть у ребенка детство
не, ниче я не привязалась, я просто описывала, что разные все детки, хоть и приучатели одни и те же:))) ну и там повыше кто-то писал, что в 3.8 деть читать начал :Удивляюсь:
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0

угу-угу, именно поэтому мы отдаем детей не в самую обычную школу рядом с домом, а подыскиваем гимназию или профильный лицей какой-нибудь, и репетиторов обеспечиваем. И на вуз денежки копим, если что. Мало кто из родителей спокойно принимает мысль и говорит ребенку: "Ну, не сдашь ЕГЭ - и ладно, будет тебя другая судьба, сам все сделаешь"
мы старшей так и сказали... ну не прет ее учиться, что ж теперь? и не стали в ВУЗ запихивать, ибо никому это счастья бы не принесло... заборы красить и одежду шить тоже кто-то должен... ну в нашем случае книжки формировать/печатать и кучу всего делать...
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 487
  • Репутация: 9
  • СП-Менеджер
0
не, ниче я не привязалась, я просто описывала, что разные все детки, хоть и приучатели одни и те же:))) ну и там повыше кто-то писал, что в 3.8 деть читать начал :Удивляюсь:
Я со старшим слегка замороченная была на тему образования. Форсировала  события. С 1,8 г. в Бэби -клуб ходили. Вот и начал рано читать. С младшей все иначе.
 

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
я просто описывала, что разные все детки, хоть и приучатели одни и те же:
одни и те же приучатели в разные периоды жизни, видимо, по-разному себя вели. У нас в семье такая ситуация. Я и моя младшая сестра. Родители-то те же, но я помню, что со мной (по молодсти жизнь-то активнее текла) и книжки, и выставки, и театры, и игры, и походы по лесам. И мама читала, и папа постоянно с книжкой, и меня рядом усаживали. С сестрой уже другая жизнь была в семье. Конец 80-х - начало 90-х. Всякие кризисы, продуктовые карточки. Мама на работу вышла, когда сестре было два месяца. Не до книг. Папа читал. И ей читал, и сам много книжек "глотал", но гораздо реже - крутиться приходилось для заработков. И уже особо не до выставок,   не до походов на лыжах и коньках, как со мной. В общем, эта девочка не читающая получилась. Обстоятельства , как ни крути, великий фактор, объективный

  • Сообщений: 381
  • Репутация: 14
-1
Я считаю, что запрещать компьютеры и телефоны действительно бесполезно, но контролировать, что они там делают и сколько времени, нужно обязательно. Книжки мои с удовольствием читают, но, к сожалению, это дорогое удовольствие теперь.(( А в библиотеках одно старье...

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
А в библиотеках одно старье...
считаете, классику читать не надо? Всякие там Достоевские и Чеховы пусть глаза не мозолят молодежи?
Бесполезные Грин, Толстой, Катаев, Троепольский, Есенин всякий с Ахматовой и Бродским? И Сашу Черного в ту же компанию - старья ненужного?

  • Сообщений: 381
  • Репутация: 14
-1
считаете, классику читать не надо? Всякие там Достоевские и Чеховы пусть глаза не мозолят молодежи?
Бесполезные Грин, Толстой, Катаев, Троепольский, Есенин всякий с Ахматовой и Бродским? И Сашу Черного в ту же компанию - старья ненужного?
Ну я могу, конечно, красиво написать, что мои дети обожают читать классику, но это будет неправдой. Нынешних визуалистов проще приобщать к классике через кино и спектакли.
И под старьем я имела ввиду не классику...

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
А в библиотеках одно старье...
ух ты, как мазанули...
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
И под старьем я имела ввиду не классику...
а... понятно:))) подшивки газеты "Правда"? ну, а если серьезно, даже эти скучные, на первый взгляд, подшивки могут оказать оооч полезными школьнику среднего звена и выше, старше, ведь мало ли, куда дальше учиться отправится и кем станет, а в интернетах найдешь не все
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
Ну я могу, конечно, красиво написать, что мои дети обожают читать классику, но это будет неправдой.
Об вроде и не шло речи. Я уточнила по поводу старья - что под этим подразумевается? Вы написали, что в библиотеке одно старье. Какое? В смысле книги старые по году издания, по виду, по.... В общем, я не поняла критерий. Просто знаю, что там, в библиотеках. Там как раз полные собрания сочинений всех-всех "стариков", российских, немецких, итальянских, францухзских

  • Сообщений: 2810
  • Репутация: 562
0
а из новья не сказать чтоб было много чего хорошего.
у меня с подросткового возраста не менялись вкусы в фантастике и фентези.
так за последние 20-30 лет по пальцам пересчитать можно новые хорошие книги.

  • Сообщений: 4418
  • Репутация: 492
  • Хвалите себя! Источник забывается,факты остаются;)
0
Моей семикласснице задали в школе читать Мальчика в полосатой пижаме... Читать конечно не так тяжело, как кино смотреть, но все-таки...
...Никогда ничего не проси. Особенно у тех,кто сильнее тебя. Сами предложат и сами все дадут!... (с) МиМ

  • Сообщений: 82
  • Репутация: 35
  • В жизни всё не так, как на самом деле..
0
@Irinka_N , мне лет 20 назад как раз нравилось русское фэнтэзи - как раз, в основном новое, только что изданное ;)

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
@Ёжича , А СЕЙЧАС ЧТО НРАВИТСЯ? ТО ЖЕ, ЧТО 20 ЛЕТ НАЗАД ИЛИ НОВОЕ?

  • Сообщений: 82
  • Репутация: 35
  • В жизни всё не так, как на самом деле..
0
@dar-mila , Увы, 19 лет назад я поступила в институт и перестала следить за новинками - читала сначала специфическую литературу, потом визуализация коснулась и меня - появился комп, фотошоп,  журналы и уроки по фш... :Смеюсь:
И ещё мы читали много детские книжки - и теперь сын гораздо больше меня читает.
Периодически что-то почитываю из фантастики, по случаю, но так уже не трогает.. Может, что-то и было значительное в последнее время, но я не в курсе  :Извиняюсь:

  • Сообщений: 2810
  • Репутация: 562
1
а вот еще одна точка зрения

"Я против того, чтобы у художественной литературы учились жить. Она для другого. От нее надо получать удовольствие. Она должна бодрить и заставлять голову работать. А не учить, как вести себя в обществе. Надо быть моралистом не в литературе, а в жизни. Добро надо делать."

Владимир Сорокин

Середина августа – момент обострения, когда заботливые мамы, будто только того и ждали, начинают иезуитски шептать в уши своим детям «скоро в школу», таскать их по школьным базарам и проверять, что прочитано по списку литературы Марьиванны «на лето». А когда оказывается, что ничего не прочитано, хвататься за голову и орать: «Я в твои годы!». И рассказывать про книжки из серии «Библиотеки приключений», «Детей капитана Гранта», «Всадника без головы» и стонать про советскую классику с прекраааасными иллюстрациями.

Когда я такое слышу, то вспоминаю, что товарищ Сталин любил читать Мопассана, Гоголя, Золя, Достоевского, Уайльда, Чехова и поэзию, мог прочитать до 500 страниц в день, и что? Стал он от этого лучше, гуманнее, добрей? Почему-то в нас крепко сидит убеждение, что книги могут сделать человека лучше. Застряло прямо на уровне спинного мозга. А тем временем нет тому никаких подтверждений. Писатели – это чемпионы среди невротиков, которые с помощью творчества безуспешно пытаются справиться со своими многочисленными страхами, тревогами и комплексами. Чему они могут научить? И должны ли?

Однажды я читал лекцию в известной московской школе. И в конце родители, конечно, стали ахать и охать, жаловаться, что дети ничего не читают. (Кстати, педагоги Царскосельского лицея были уверены в том же самом. Все помнят, кто у них был в учениках?) Я говорю: «А что тут плохого? Ну, не читают…»

Что началось! «Они себя обедняют», «они себя обделяют», «они вырастут неучами», «словарный запас», «мыслительный процесс», «безграмотность» и «опускаются руки». Тогда я спросил, кого бы они хотели видеть в любимых авторах детей. Оказалось, что в первую очередь Чехова. Чехова! Великого, но глубоко несчастного, депрессивного писателя, женившегося на нелюбимой женщине, всю жизнь любившего другую и превратившего свою жизнь в сплошную драму. Как психолог я бы не отделял личность писателя от его творчества. Он абсолютно гениально описал пошлость нашего мира, но зачем детям это читать? Или его прекрасная ирония и самоирония… С точки зрения психолога ирония и самоирония – это агрессия и само-агрессия. Нужно ли это, так сказать, юным душам?

Когда я сам был невротиком, то перечитывал «Братьев Карамазовых» раз в полгода,потому что испытывал потребность в переживаниях и невротических эмоциях. А теперь нет-нет захожу в книжный и прошу порекомендовать мне чего-нибудь позитивного. Меня неизменно отсылают к писателям – сатирикам. Хотя где позитив и где сатира? Правда, есть замечательный Слава Сэ и моя любимая Наринэ Абгарян. Но и их юмор из серии «печаль моя светла…» И все же моя, теперь здоровая, психика больше тянется к Славе Сэ, чем к Алеше Карамазову.

Роль художественной литературы в нашем обществе вообще сильно преувеличина. И при этом еще и понимается превратно. Это всегда чревато…А ведь что такое художественная литература? Это интересные истории, рассказанные хорошим языком. (Как вариант: великие истории, рассказанные гениальным языком). В них нет ответов на вечные вопросы бытия и небытия! Они не раскрывают смысла жизни и не составляют его.

Чехова, как и любого другого писателя, можно и нужно читать, если вы получаете удовольствие от самого процесса чтения. Но писатель – это не мессия, светлый лик которого освещает наши тусклые убогие жизни. Тот же Чехов в книге «Остров Сахалин» описал убийц поэтов-декадентов. И что с того, что они поэты, ценители прекрасного? Убивали они с особой изысканностью.

Есть интересные книги и хорошие писатели. И мы любим их примерно за то же самое, за что уважают талантливых рассказчиков в тюрьме: за то, что они дарят нам радость, даже наслаждение от соприкосновения с увлекательной историей. За то, что с их помощью мы испытываем чувства и переживаем события, которых нам не хватает в нашей реальной жизни. Спасибо, но на этом всё.

И еще один аспект. Понятно, когда событий и эмоций не хватает сидельцам в тюрьме. Тут мало чем можно помочь. Проблема с теми, кому литература заменяет реал, кто еле досиживает на скучной работе, чтобы добежать до читалки или книги, и снова и снова с упоением погружается в воображаемые миры. Когда книга – украшение жизни, дополнение к ней – это нормально, а когда литература и есть жизнь - это уже диагноз. Книга должна дарить радость, а не помогать депортироваться из реальности. Если реальность невыносима, надо работать над тем, как сделать ее лучше, комфортнее, работать над своим восприятием, а не жать на эскейп.

И чего точно не надо делать – так это ЗАСТАВЛЯТЬ ребенка читать.

Если ребенок а) не читает и б) не гуляет с друзьями, беспокоиться стоит только по поводу второго пункта. Социализация прежде всего. Потому что жить человеку нужно не в книгах, а навыки живого общения, умение заводить друзей, влюбляться, ориентироваться в настоящих человеческих отношениях, уметь испытывать эмоции самому – важнее и полезнее, чем читать о них в книгах. Даже самых лучших книгах.

Уважаемые непримиримые мамочки! Не надо так волноваться, говорю вам как психолог и
педагог с большим стажем. Не в книгах счастье! Если вы любите читать сами, получаете от этого удовольствие, если ребенок часто видит вас с книжкой, а в доме все полки ими забиты – это не пройдет даром, скажется обязательно, может быть не сразу. Бесполезно и даже вредно нудеть, угрожать, рисовать страшные перспективы тупого безкнижного существования, торговаться («если прочтешь столько-то страниц – я тебе за это…»). Это скорее отодвинет момент сближения ребенка и книги. Хороший вариант – читать детям вслух. И не только Винни-Пуха, но и любые ваши любимые книги, включая «Войну и мир». Вместо телевизора. А с произведениями по школьной программе пусть сами разбираются. Но об этом мы еще поговорим.

В следующий раз – о других способах избегания реальности – о соцсетях и сериалах. О том, где кончается норма и начинается зависимость.

Михаил Лабковский

  • Сообщений: 2587
  • Репутация: 423
0
@Irinka_N , лайк за интересную статью. Спасибо, с любопытством прочитала. Много всего спорного тут, но, как говорится, имеет право. Насгущал красок во много, имхо, этот психолог. Я как-то совсем не неврастеник, но вот люблю Достоевского.
По сути тут одна мысль: во всем нужна мера. По поводу зависимости как-то странно показалось, преувеличенно.
В том, что ребенок мимо книг не пройдет, если видит родителей с книжками и шкафы в доме забиты книгами, согласна. Я бы тут еще хорошего учителя по литературе добавила. Очень побуждает к чтению, если на уроке интересно, захватывающе, познавательно, а не назидательно - факт

  • Сообщений: 2667
  • Репутация: 591
0
Вот еще: в последние время попадается на глаза реклама инет от билайна, со Светлаковым. Не запостил - не было.
И вот очень грустно, это же зомбирование ежеминутное гаджетного поколения((
Давайте поразмыслим над вариантами развития мыслей в головах.
У меня вырисовывается вот такой, очень нехороший - молодой человек, что-то сделав в реальности, не будет принимать этот факт как сделанный, совершенный, значимый, имеющий последствия, при условии, если он не запостил это действие в сеть.
Я может утрирую, но - убив человека, он тоже будет думать " не запостил... никто не видел... не было... живу спокойно"  :Ужас:
По вопросам почтовых/СДЭК отправлений  пишите на ник allegra
По всем остальным вопросам Администратор Афина

  • Сообщений: 2667
  • Репутация: 591
0
У вас какие варианты? может я перегибаю палку?
По вопросам почтовых/СДЭК отправлений  пишите на ник allegra
По всем остальным вопросам Администратор Афина

  • Сообщений: 135
  • Репутация: 69
0
Я, вообще, против всяких "селфи"  :Ужас:
Детей учат показушничать, такой своеобразный метод самоутверждения  :(
Близкие не похвалили, друзья не оценили... зато "сетевые" "друзья" лайкнут любую фотку или видео - побил или убил - ты герой!  :Ужас:

А уж когда бывший "герой- алкаш" становится героем нового продукта - у меня просто ступор  :Удивляюсь:

А таких героев наши дети видят с пеленок - они не виноваты, что родились в 21 веке и им лучше смотреть, чем читать.
А герои сейчас совсем другие, грустно... 
Иногда не стоит торопиться: если видишь красивое, если видишь хорошее - остановись. Иначе ... можно опоздать на всё лето, на всю весну и даже на всю жизнь!

  • Сообщений: 316
  • Репутация: 21
-1
О даааа! Этот инстаграмм сделан только для подрастающих малолеток....
О боже, какая там показуха. Ладно, если и правда делишься настоящей информацией, а то зачастую специально выкладывают случайные кадры, чтобы круче казаться.
Реклама вынуждает просто массово использовать селфи, у многих это образ жизни! Сколько детей погибло, падая с высоток, а всё ради чего? Ради крутой фотки с антенны дома, чтобы запостить и получить много лайков.
Многие до сих пор не понимают, что ВК, Инста, ФБ - все соц.сети под контролем ФСБ. Им так просто проще следить за всеми, не имея многотонные архивы.


Закрыть
avatar